

Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР![]() БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
Ватикан![]() Доступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Папство - Возникновение папства |
Первое место среди апостолов занял Петр.
Собранию апостолов наследовало собрание епископов. Католическая Церковь
убеждена, что и в епископском собрании в соответствии с Христовой волей
должен быть один епископ, который в качестве преемника Петра руководил бы
этим собранием и всей Церковью. И полученные Петром полномочия действи-
тельны не только для него, их можно найти и в современной Церкви. Когда
Иисус (Мф 16,16) называет Петра скалой , на которой Он хочет построить
Свою Церковь, чтобы обеспечить ее существование до конца веков, то имеет
в виду служение Петра, а вовсе не того слабого человека, который вскоре
откажется от Иисуса и который не может жить до скончания века. Его служе-
ние должно быть скрепляющей основой Церкви и цельности вероучения, разуме-
ется, с помощью Христа. Мы знаем, что Римские Епископы считаются наслед-
никами Петра именно в этом смысле. Ни один другой епископ вплоть до нашего
времени не претендовал на то, чтобы называться преемником Петра. Впрочем,
в начале истории Церкви это было еще не так очевидно, как ныне. Когда
Церковь была еще мало распространена, то и скрепляющий все авторитет не
обрел еще такой значительности. Но тем не менее, уже в древней истории
Церкви существуют свидетельства, указывающие на главенство Римского
Епископа.
К сожалению, мы не можем процитировать даже важнейшие документы тех
времен о главенстве Римского Епископа. Мы уже кратко упомянули о высказы-
вании Иренея Лионского. В своем послании кроме прочего он пишет: С Цер-
ковью из Рима, благодаря ее великому главенству, каждая Церковь должна
соглашаться, ибо в ней навсегда сохранилась апостольская традиция .
Вспомним еще о Киприане Карфагенском (около 200-258 гг.), который далеко
не во всем сходился во мнении с Римским Епископом. Киприан обосновывает
главенство Римского Епископа принципом единства и безошибочности , как он
его называет. Именно он впервые использовал в отношении Римского епископа
выражение примат - то есть первенство. Аргументом для обоснования такого
положения Римского Епископа служит, по мнению Киприана, то, что он явля-
ется преемником св. Петра.
В наше время уже не подвергается сомнению тот факт, что начиная с IV
столетия примат Римского Епископа признавался всеми, и даже противники
были уверены в его правильности. Разумеется, с тех пор на протяжении
столетий важность института папства постепенно возрастала. Она достигла
вершины в 1870 г. на I Ватиканском Соборе и при следовавших за ним выда-
ющихся Папах. А II Ватиканский Собор, напротив, сделал большой акцент на
коллегиальности всех епископов.
Католики убеждены, что сам Христос предполагал необходимость Своего
наместника на земле, что не равно слову наследник . Наследовать можно
тому, кого уже нет в живых. А Христос продолжает жить как глава Церкви,
даже Петр не сменил Христа. Поэтому неправильно говорить о папской Цер-
кви . Папа - это преемник Петра, но наместник, или викарий, Христа. Потому
мы употребляем чаще всего слово наместник . Наместник замещает кого-либо
вышестоящего в определенной области. Тому присуща истинная власть, и на-
местник обязан отдавать ему отчет.
Папа означает попросту отец (что вовсе не противоречит отрицанию
этого имени в Евангелии (Мф 23,9), если понимать его вслед за Павлом
(Еф 3,15) как в смысле духовного отцовства, исходящего от Бога, Отца
Небесного). В качестве обращения чаще всего используется Святой отец ,
чем подчеркивается святость престола, а не личности Папы. Он сам любит
называть себя служитель Божьих служителей , ибо папский престол служит
Церкви в целом. Папа должен в первую очередь служить укреплению единства
и сплоченности. Папа Павел VI в одной из своих энциклик подчеркнул, что
примат не должен означать сугубое превосходство духовной гордыни или чело-
веческой власти, но примат служения помощи и любви.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Кратко о жизни Св. Патрика![]() Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний (“Исповедь”, “Письмо к Ко... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ![]() «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Святая Жанна д Арк![]() Жанна д'Арк — это, быть может, христианская святая, чей образ имеет наибольшее культурное зн... |
Георгий Флоровский. Святой Поликарп Смирнский![]() Из лекций по патрологии, черновик. 1. Из жизни святого Поликарпа мы знаем только несколько отдельных эпизодов. Год его рождения приблизительно мо... |
Ватикан не спешит сближаться с богом![]() Удивительные вещи порой творятся в мире. Нет, я не имею в виду то, что свирепствующий сейчас свиной грипп - ... |
Болезни Пап: тайны и государственные интересы![]() Папа Пий III был первым главой католической церкви, которого оперировали: это было в 1503 году, у Папы была подагра. Затем – ... |