

Из истории папства:
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР![]() БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Во... |
Ватикан![]() Доступ в Ватикан, крошечный независимый город - государство, находится под тщательным контролем. Проникнуть внутрь священного города очень трудно. Разветвленная сеть безопасности, еще раз продемонстрировавшая свою мо... |
Католическая церковь - ИСТОРИЯ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ |
По учению католиков идея папского примата заключается в следующем: Примат Апостола Петра и его непогрешимость в делах веры, обетованной ему Господом, перешли к его преемнику – Римскому епископу. Апостол Петр и его преемник, Римский епископ, есть по католическому убеждению та скала, на которой построена Церковь .
При этом католики ссылаются на слова Иисуса Христа, сказанные ап.Петру в Евангелии:
Мф.16,13-19: Ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ; Лк.22,31-32: ...Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ; Ин.21,15-17 троекратное вопрошение о любви и повеление пасти овец (т.е. всю Церковь).
Эти места из Евангелия являются главными аргументами идеи примата Римского епископа, но есть и другие причины:
По всем этим пунктам разногласий со Вселенской Церковью можно обратиться к источникам, дающим подробные объяснения, как [13] (стр. 38 и далее) и [14].
Во многих учебниках сравнительного богословия часто доказывается, что ап. Петр не основывал Римской кафедры, и не дается точного исторического утверждения, что он скончался в Риме. Правда, большинство древних источников все же отмечают роль ап. Петра в основании Римской церкви. Но ап. Петр основал кроме Римской и Иерусалимскую кафедру (был первенствующим среди апостолов в Иерусалиме – см. книгу Деяний), которую позднее возглавил ап. Иаков.
Кроме того, по древним свидетельствам ап. Петр был основателем Антиохийской кафедры. Так, Ориген в 6-й беседе на Евангелие от Луки упоминает об Игнатии (Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском) как втором епископе после ап. Петра. Евсевий Кессарийский в своей Церковной истории (кн.2, гл.152) указывает, что ап. Петр, основав сначала церковь в Антиохии, затем предстоятельствовал и церкви в Риме . И даже папа Римский Иннокентий I (401-417 гг.) в письме еп. Александру Антиохийскому называет Антиохийскую церковь первой кафедрой первого из апостолов .
Резонно возникает вопрос: почему именно Римская кафедра стала претендовать на первенство, а не Иерусалимская или Антиохийская? И как в действительности древние церкви относились к Риму? Не следует отрицать того, что Римская кафедра занимала особое положение в западном христианском мире и пользовалась значительным авторитетом и на Востоке. Но, к сожалению, это неверно трактуется.
После падения Иерусалима в 70 г.н.э. Рим занял место некоторого старшинства среди христианских церквей. На то есть причины. Первая из них – Рим был столицей Империи (но и еп. Московский всегда был выше епископов других епархий в РПЦ). Это внешний фактор. Были и религиозные факторы. Например, Римская кафедра – единственная кафедра на Западе апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (ап. Павел много путешествовал в Малой Азии, Греции). Так и повелось: многочисленные кафедры на Востоке не могли чем-либо выделиться друг перед другом и были равны между собой, а на Западе существовала единственная Римская апостольская кафедра, которая и стала возвышаться над остальными. Кроме того, именно в Риме претерпели мучения оба первоверховных апостола Петр и Павел.
Критерий апостольского происхождения имел огромное значение в древней церкви. Позже многие церкви возводили свое начало к апостолам. Так, св. Ириней Лионский в книге Против ересей в противовес еретикам ссылался на апостольское предстояние отдельных церквей, восходящее путем последовательного преемства к самим Апостолам. И среди древних церквей он перечисляет Ефесскую, Смирнскую и др., а среди западных церквей только Римскую, говоря, что она является верной свидетельницей апостольского предания (кн.III, гл.3). Сходная характеристика Римской церкви есть и у Тертулиана, и у блаженного Августина.
Таким образом, преемство в древней Церкви понималось прежде всего как преемство в вере и благочестивой жизни. Римская церковь была основана не только первоверховными Апостолами, но была и местом их мученической кончины, и местом, где сохранились их прославленные останки. В одном из своих творений Тертулиан называет Римскую церковь церковью, основанной на крови ( Против Маркиона , кн.IV, гл.6).
В широком смысле всякая церковь основана на крови мучеников. Но в этом смысле Римская церковь имела преимущество: нигде кровь мучеников не была пролита столь обильно, как в Риме. Со всего мира в колизей свозили мучеников. Так и сщмч. Игнатий был тоже привезен в Рим.
Римская церковь несла на себе и попечение о всех прибывающих в столицу мучениках и исповедниках. Сщмч. Игнатий выделяет эту роль Римской церкви. Она помогала и материально, и духовно, и заступничеством. С самого начала в римской церкви были люди, близкие к императорскому двору (например, Флавий Домициан – родственник Домициана). В послании к Римлянам сщмч. Игнатий пишет о желании его умереть за Христа и просит не заступаться за него. Таким образом, римские христиане действительно могли влиять на решение суда, на исход дела. Кстати, в том же послании сщмч. Игнатия говорится и о природе первенства Рима – он называет Римскую церковь председательствующей в любви .
Такое служение Римской церкви было широко известно среди христиан. Об этом говорит, например, еп. Дионисий Александрийский (нач.III в.) в своем письме еп. Римскому Стефану: Вся Сирия и Аравия, а также Месопотамия, Понт и Вифиния радуются о той помощи, которую вы им всегда оказывали, и о вашем всегдашнем братолюбии (Евсевий Кессарийский, книга VII, гл.5).
Римская церковь участвовала в жизни других кафедр посредством адресованных им посланий в связи с теми или иными нуждами и обстоятельствами тех церквей. Так, послание сщмч. Климента Римского к Коринфянам (в ответ на разногласия предстоятелей и общины) увещевает подчиняться предстоятелям.
Но послания другим церквям не были отражением прерогативы Рима. Соборность не только декларировалась, но и реально переживалась. Недуги в какой-либо церкви равным образом переживались всеми церквями. Например, сщмч. Игнатий написал 7 посланий по пути в Рим. Св. Ириней Лионский писал к Римской кафедре, укоряя за неправильную линию поведения ее предстоятеля, еп. Виктора (спор о времени празднования Пасхи).
Таким образом, при всем признании авторитетности Римской церкви в первых веках нет ни одного свидетельства о каком-либо ей подчинении со стороны других общин. Первые конфликтные ситуации, возникшие между Римом и другими христианскими церквями свидетельствуют о полной равночестности этих церквей.
Но со временем стали появляться попытки пап претендовать на первенство административное. Начались они с некоторых споров и разногласий Рима с другими церквями, где папы пытались провести свою линию в качестве решения для всей Церкви.
Читайте: |
---|
Христианские святые:
Кратко о жизни Св. Патрика![]() Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний (“Исповедь”, “Письмо к Ко... |
СВ. ПЕТР. ГЛАВЕНСТВО, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ![]() «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и ... |
Святая Жанна д Арк![]() Жанна д'Арк — это, быть может, христианская святая, чей образ имеет наибольшее культурное зн... |
Георгий Флоровский. Святой Поликарп Смирнский![]() Из лекций по патрологии, черновик. 1. Из жизни святого Поликарпа мы знаем только несколько отдельных эпизодов. Год его рождения приблизительно мо... |
В Риме обнаружены останки апостола Павла![]() Останки апостола Павла обнаружены в Риме, сообщил в воскресенье вечером Папа Римский Бенедикт XVI. Понтифик сообщил, что впервые в истории недавно бы... |
Ватикан публикует документы из своих секретных архивов, но д![]() Когда многочисленные посетители, толпящиеся в знаменитых Ватиканских музеях, вступают в «Двор Шишки» Апостольского дворца, они не подозревают, что попирают ногами «с... |